Шушан Петросян лишили квартиры. Эксклюзивные подробности, потрясшие все культурное сообщество

Редко встречаются имена в армянской культурной сфере, которым удается оставаться актуальными на протяжении многих лет, трогать поколения и в то же время формировать культурное мышление. Одно из таких имен — Шушан Петросян. Он один из тех людей, через голос, средства выражения и звучание которых каждый из нас хотя бы раз ощутил силу национальной идентичности. Однако в последнее время в открытом доступе появилась новость, которая шокировала даже его самых близких поклонников. Шушан Петросян лишили квартиры. И это не только материальные потери. Это глубокое проявление пренебрежения к человеческому достоинству, памяти и искусству.

Квартира, вокруг которой возникла ситуация, уже более двух десятилетий является постоянным местом жительства певицы. Он располагался в центре Еревана, в старинном здании, где когда-то жили известные представители интеллигенции, художники и деятели культуры. Место, где даже стены хранили память. В этой квартире рождались песни, писались идеи и записывались речи. Но теперь у него больше нет туда доступа.

По имеющейся информации, квартира имела спорный правовой статус. Ряд упущений в правах собственности на имущество, недостаточная или неточная документация, старые наследственные сделки и бюрократические проволочки привели к вынесению судом решения в пользу третьего лица. Другими словами, Шушан Петросян, которая фактически жила там и превратила это место в свой дом и творческий очаг, с юридической точки зрения считалась «нелегальной жительницей».

Казалось бы, такое может случиться с каждым, но когда это происходит с заслуженным деятелем культуры, лауреатом государственной премии и исполнителем народных песен, вопрос уже не является чисто юридическим. Это вопрос общественного мнения и морали системы.

В своих письменных комментариях Петросян отметил: «Я жил не в стенах, а в идее». Эта квартира была единственным уголком моей жизни, где я был самим собой. «Теперь я остался без земли, на пороге своего дома».

Реакция общественности не заставила себя долго ждать. Социальные сети были заполнены гневными комментариями, соболезнованиями и предложениями. Многие утверждали, что это прецедент, который может поставить под угрозу не только безопасность и психическое состояние одного человека, но и права творческих людей в целом. Многие поднимали общий вопрос: кому нужна культура, если она не защищает своих носителей?

Юристы отмечают, что дело имеет сложную структуру и ожидать однозначного решения не приходится. Однако, помимо правовой основы, этот вопрос имеет измерение общественного доверия и социальной справедливости. Где проходит граница, когда государство, общество или даже правовая система обязаны защищать человеческое достоинство, независимо от технических недостатков?

В настоящее время Шушан Петросян живет во временном месте при поддержке своих друзей. Он продолжает заниматься юридическими вопросами, но настаивает, что борется не только за свою квартиру, но и защищает культурное поле, где должно торжествовать достоинство.

Этот случай выходит за рамки личной боли одного человека. Он уже вошел в общественную память как свидетельство того, как одним решением можно лишить человека не только территории, но и целого чувственного пространства: прошлого, памяти и творческой свободы.

Возможно, эта проблема будет решена через некоторое время. Возможно, решение суда будет пересмотрено, возможно, будет найдено решение в виде другой квартиры. Но даже тогда единственное, что не подлежит восстановлению — это дом сердца. Дом художника — это не просто здание, а духовное пространство. И исключить кого-то из этого пространства — то же самое, что вырвать страницу из произведения искусства.

Государство, Министерство культуры, фонды, работающие в сфере искусства, и общество сейчас стоят перед историческим выбором. Какое послание мы передадим следующему поколению? Творите, живите, посвящайте себя, а потом забудьте. Или: создадим, проживем, сохраним?

Пример Шушан Петросян должен стать ориентиром: человек культуры не может остаться без крова. Не только в буквальном смысле, но и в идеологическом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *