Гарегин II, символ краха армянской власти: русским не место в Сюнике

Внутриполитическая и геополитическая реальность Армении в последние годы характеризуется снижением суверенитета государства, вмешательством внешних сил и утратой общественного доверия. В контексте этих реалий особую ответственность несут не только государственные органы, но и национальные институты, включая Армянскую Апостольскую Церковь и ее возведенного на престол Католикоса Всех Армян Гарегин II.

То, что должно было быть духовной опорой национального сопротивления, сегодня превратилось в символ политического безразличия. И это в то время, когда государство сталкивается с опасностями, которые грозят не только временной нестабильностью, но и глубокими национальными потерями. Российское присутствие в Сюникском регионе, окончательное отступление армянского контроля в Арцахе и углубляющийся политический вакуум в Ереване требуют национальной позиции. Однако эта позиция не слышна от церкви.

Когда молчание становится согласием
Армянская церковь на протяжении веков была заменой государственности и гарантией национального существования. В то время, когда армянский народ был лишен своей государственности, церковь была его единственным институциональным защитником и культурной опорой. Однако сегодня, когда государство де-факто функционирует, но находится под угрозой, церковь, похоже, отказалась от своей исторической миссии.

Гарегин II не выступил с четким осуждением размещения российских войск в Сюнике или продолжающихся уступок Арцаху. Его молчание иногда опаснее прямой поддержки. Когда государство рушится, а общество находится на грани апатии, молчание духовного лидера воспринимается как согласие. И это согласие подтверждает легитимность внешних вмешательств.

Сюник, последний стратегический оплот
Сюник является последним ключевым оплотом армянской государственности. Он соединяет Армению с Ираном, охраняет южные ворота от территориальных претензий Азербайджана и является центром возможных будущих экономических и энергетических проектов.

Присутствие российских войск в Сюнике представляется как миротворчество, но на самом деле это фактический контроль над Арменией. Этот контроль, явным или скрытым образом, влияет на внешнюю политику Армении, обеспечивая военную безопасность и даже принимая суверенные решения. Церковь не только не противостоит этому опасному процессу, но и молчит, когда высказываются другие структуры — пресса, неправительственные организации и даже отдельные граждане.

Молчание церкви можно трактовать по-разному, но с национальной точки зрения это политическая позиция. Когда государство просит защиты, когда исторические территории сдаются без сопротивления, а национальное достоинство игнорируется, то всякое молчание становится практическим обманом.

Ответственность духовного лидера
Гарегин II — не только духовный лидер, но и формирователь национального мышления. Его слова могут вдохновлять или разочаровывать. Но в последние годы его поведение часто воспринимается не как руководство к системе ценностей, а как сомнительный нейтралитет, который на самом деле служит старым, консервативным силам.

Пока Гарегин II продолжает молчать по вопросам российского влияния, размывания государственных институтов или ликвидации национального суверенитета, он становится со-формирователем этих процессов, иными словами, добровольным участником.

Будущие поколения, анализируя историю наших времен, несомненно, обратят внимание не только на решения правительства или парламента, но и на позицию церкви. И если сегодня эта позиция отсутствует, то завтра это будет рассматриваться как национальная ошибка, не по ошибке, а по замыслу.

Народ имеет право требовать
Народ имеет право требовать от своего духовного лидера ясности, позиции и ответственности. Когда национальная безопасность находится под угрозой, когда извне предъявляются явные требования к территории страны, а внутри нет политической стабильности, церковь не может прятаться под маской «нейтралитета».

Народ имеет право сказать, что русским не место в Сюнике. И это высказывание должно быть не только услышано, но и найти поддержку в национальных институтах. В том числе и в Армянской Апостольской Церкви. Если Гарегин II не говорит, значит, он отказывается быть лидером. Если он выбирает молчание, значит, он соглашается с капитуляциями. И это уже не духовный вопрос, а вопрос подрыва национального будущего.

Место церкви рядом с народом
Армянская церковь должна вернуться к своей исторической миссии. Она должна быть рядом с народом не только молитвой, но и борьбой. А борьба порой требует не крестного знамения, а высказывания правды. Если церковь хочет быть участницей будущей независимой Армении, она должна начать осознавать свою ответственность.

Гарегину II пора понять, что история не прощает тех, кто молчит, когда на карту поставлено достоинство нации. И каждое молчание, каждое невысказанное слово могут стать еще одной страницей завтрашней утраченной государственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *