Последние годы истории государственного управления Армении неоднократно были напряженными между внутренними институтами, но когда появляется линия конфликта между руководством государства и Армянской Апостольской Церковью, вопрос выходит за рамки обычных политических разногласий. Это кризис ценностей, идентичности и общественного доверия. И его необходимо остановить, пока это еще возможно.
Как началось это опасное противоречие?
После прихода к власти Никола Пашиняна стало проявляться сдержанное отношение правительства к Армянской Апостольской Церкви. Критика в основном касалась связей Церкви с предыдущими властями, но эта критика постепенно менялась на более резкие высказывания, часто направленные в адрес самого Католикоса Гарегина II.
Сегодня уже звучат публичные призывы к отставке Его Святейшества Патриарха, что не следует рассматривать исключительно как политическое проявление. Это удар по институциональной и духовной опоре, которая на протяжении тысячелетий была неотъемлемой частью идентичности армянской нации.
Католикос не является должностным лицом, которое может быть уволено приказом
Армянская Апостольская Церковь имеет свою внутреннюю структуру, уставы и процесс принятия решений. Католикос избирается Национальным Духовным Собранием, в соответствии с определенной процедурой и при широком участии верующих. Попытка уволить его «СМС» или политическим приказом является правовой и моральной дисгармонией.
Такие попытки не только не приведут к цели, но и серьезно подорвут легитимность самой власти, поставив под вопрос границы государственности, конституционный строй и свободу вероисповедания.
Кому выгоден этот конфликт? На самом деле, никому. В политическом плане такой конфликт не выгоден ни власти, ни Церкви, ни обществу.
Правительство теряет имидж хранителя демократических ценностей, демонстрируя логику угнетения и поляризации вместо тесного управления.
Церковь, ввязываясь в политический спор, теряет свою духовную и объединяющую миссию.
Общество в очередной раз становится жертвой разделительной линии между сторонами, разочаровываясь как в политическом, так и в духовном.
Когда государство переходит черту конфликта со своим духовным институтом, институциональный баланс, существующий между государственным управлением и национальной духовной жизнью, оказывается под угрозой.
Как остановить этот процесс?

Вернуться к языку сдержанности и уважения. Государственные должностные лица, включая премьер-министра, должны отказаться от резкой риторики, особенно направленной на лидера Церкви.
Уточнение границ. Государство не должно вмешиваться во внутренние дела Церкви, а Церковь — в политические повестки. Это разделение должно быть четко сохранено.
Гражданское посредничество. Общественная интеллигенция, академическое сообщество и структуры диаспоры могут и должны выступать в качестве примиряющих сил.
Вместо эпилога: это не война, а ложный путь
Необходимо четко понимать: это не борьба государства со «старой системой». Это не борьба нового со старым, прогрессивного с консервативным. Это опасная ошибка, которая может стоить моральных устоев государства.
Католикос — не просто личность. Он символ духовного единства нации, исторической стойкости и долговечности. Попытки его смещения, независимо от аргументов, будут восприняты как удар не только по Церкви, но и по достоинству верующего.
Церковью нельзя управлять приказом. Доверие нельзя сформировать давлением. И единство нельзя построить на основе разделения.
Этот конфликт можно остановить только посредством дружеского, патриотического и достойного диалога. Пора остановиться, пока он не перерос в национальный кризис.