В последние месяцы армянские родители буквально взрываются от гнева. Новые школьные учебники для шестиклассников включают индийские сказки, мифы и даже анализ духовных символов. И у всех нас возникает вопрос: почему наши дети обязаны изучать индийскую мифологию, если их собственные сказки и истории остаются в тени?
И, может быть, это не совпадение?
СЕГОДНЯ ШЕСТИКЛАССНИКИ ЧИТАЮТ «ИСТОРИЮ ИНДУИСТСКИХ БОГОВ», А НЕ ОБ АНДРАНИКЕ ИЛИ САЯТ-НОВЕ
Когда 12-летний ребёнок открывает новый учебник, ему с первых страниц предлагают понять, кто такой Шива, почему Ганг — священная река и каково значение бога-слона Ганеши. Ребёнок пытается запомнить имена, выучить произношение, но за это время не слышит ни одной истории о Давиде Сасунском, о Назени, Анаит или царе Артавазде.
Наши герои были заменены чужеземцами.
Подобное культурное замещение опасно. Когда ребёнок с детства слышит, что мифы других народов «глубоки» и «мудры», он начинает восхищаться чужим и игнорировать собственные корни.
«НАШЕ НАСЛЕДИЕ НЕ БЕДНО, А ОБЕДНЕНО»
Армянский народ обладает тысячелетним фольклором, начиная с эпохи Тиграна Великого и до битвы при Вардананце. У нас есть сказки, не менее глубокие, чем индийские мифы. Однако они забыты, потому что мы сами перестали верить в свои собственные истории.
Один из экспертов, культуролог Аракс Меликян, отметила по этому поводу:
«Когда в сознании детей Ара Прекрасного заменяется индийским Шивой, это уже форма культурного доминирования. Никто не против международной культуры, но почему иностранная становится обязательной, а своя — добровольной?»
Эти слова шокировали родителей. Некоторые уже обратились в Министерство образования с требованием пересмотреть программы.
РОДИТЕЛИ ЖАЛУЮТСЯ, ШКОЛЫ МОЛЧАТ
Комментарии в социальных сетях взрывоопасны. Десятки родителей пишут:
«Наши дети учатся в Индии?»
«Почему моя дочь должна заучивать текст о Ганеше, если она даже не знает Чаренца?»
В то же время учителя находятся в сложном положении. Они обязаны следовать программе, но в глубине души понимают, что всё это неправильно. Учительница рассказала:
«Когда я рассказывала об индийских мифах, один из детей спросил: „Почему бы нам не вспомнить Давида Сасунского, разве он не наш герой?“ Я буквально не смогла ответить».
Этот вопрос, услышанный из уст невинных детей, бьёт прямо в сердце.
КОМУ НУЖНА ПОДДЕРЖКА НАШЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Многие убеждены, что это программа по постепенному затуманиванию армянской идентичности. До пятого класса ребёнок учит свой родной язык, а как только переходит в среднюю школу, он сталкивается с чужим миром, где его культура практически отсутствует.
В результате иностранное начинает казаться им интересным, а своё — устаревшим.
Так гибнут народы — не из-за войн, а из-за учебников.
ЗАБЫВАНИЕ АРМЯНСКИХ СКАЗОК – ЭТО КУЛЬТУРНОЕ САМОУБИЙСТВО
Наши сказки – это не просто истории, а кодексы характера. Давид Сасунский – символ справедливости, Агаси – воплощение свободы, Назен – знак верности. Когда эти персонажи забываются, мы теряем нашу коллективную идентичность.

И вместо этого дети слышат истории о чужих богах, философах и волшебных животных. Кажется, что это всего лишь образовательная тема, но на самом деле это формирование мышления целого поколения.
ОДНА ЗАПИСЬ, КОТОРАЯ ВЗБЛАГОТВОРИЛА ВСЕХ
В последние недели в интернете циркулирует видео, где мать показывает дочери учебник армянской литературы. Девочка читает:
«Шива, бог разрушения и созидания, символизирующий вечное вращение».
Ребёнок даже не знал, кто такой Туманян.
Этот кадр поразил меня прямо в сердце. Сотни комментариев с протестом и возмущением.
КАК ВЕРНУТЬ НАШИ СКАЗКИ
Да, наше наследие не бедно. Оно просто забыто, пылится на полках. Если дети не услышат о своих героях, они вырастут без национального самосознания.
И это уже не образовательная ошибка, а государственная опасность.
Возможное решение простое:
пересмотреть программы,
вернуться к армянскому фольклору,
создать новые современные спектакли по мотивам наших сказок,
сделать армянских героев не прошлым, а настоящим.
ВЫВОД: ПОРА БЫТЬ БОЛЕЕ СЛАДКИМИ
Индийские мифы могут быть интересными, но не в ущерб нашей идентичности. Наши дети должны прежде всего знать, кто такой Нарекаци, кто такой Месроп Маштоц, почему Давид сражался с султаном Мисры.
Если мы не сохраним наши истории, никто не сохранит их за нас.
Поэтому вопрос уже не только образовательный. Это культурная борьба за выживание, где каждый учебник становится полем битвы.
И если сегодня ученик 6-го класса знает имя Ганеши, но не Давида Сасунского, завтра он может забыть, кто он.
Вот почему мы должны громко кричать: НАШЕ НАСЛЕДИЕ НЕ БЕДНОЕ, А МОЩНОЕ, НЕОТЪЕМЛЕМОЕ И ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ПОРЯДКА.