
10 апреля 2024 года Министерство обороны Азербайджана выступило с очередным заявлением, в котором говорилось, что вооруженные силы Армении якобы открыли огонь по азербайджанским позициям в северо-восточной приграничной зоне. Также было указано конкретное время: 20:55. Эта информация мгновенно распространилась через азербайджанские государственные СМИ и социальные сети.
Однако в тот же день Министерство обороны РА выступило с официальным заявлением, в котором однозначно опровергло утверждения азербайджанской стороны и подчеркнуло, что ничего подобного не было. Этот сценарий, ставший уже более чем стандартным, в очередной раз поднимает важный вопрос: какие цели преследуют подобные обвинения и почему так важно на них реагировать не только с информационной, но и со стратегической точки зрения.
Медийный инструментарий азербайджанской стороны: периодическая схема манипуляции
В последние годы власти Азербайджана взяли на вооружение модель информационного воздействия, которая основана на следующих практиках:
Темное информационное представление ситуации,

С другой стороны, в данном случае Армения, обвинения без доказательств,
Размещение сообщений на государственных информационных платформах,
Распространение схожей информации в социальных сетях с ложным контекстом содержания.
Цель этого механизма не только военная. Она также направлена на психологическое давление, политическое руководство внутренней аудиторией и формирование восприятия международных партнеров.
Ответ Армении: умеренность и конструктивность
Заявление, опубликованное Министерством обороны РА, по своей структуре сбалансировано. В нем не только опровергнута опубликованная Азербайджаном информация, но и подтверждена готовность армянской стороны расследовать этот вопрос в совместном формате.
Данная позиция дублирует ранее представленное аппаратом премьер-министра РА предложение о создании совместного механизма расследования Армения-Азербайджан, который позволил бы сторонам в случае возникновения любого инцидента без эмоционального и пропагандистского акцента выяснить, кто его начал, при каких условиях и к чему это привело.
По сей день Азербайджан хранит молчание по этому предложению, что говорит не о готовности строить мир, а скорее о стремлении к управляемой эскалации ситуации.
Чего боится Азербайджан?
Если они примут механизм совместного расследования, это будет означать:
Нам необходимо обмениваться данными и документами,
Не исключено, что провокации с их стороны будут раскрыты,
Их информационное давление потеряет доверие.
Таким образом, азербайджанская сторона продолжает манипулировать ситуацией, особенно когда на нее оказывается какое-либо внутреннее или внешнее давление. В данном случае открытость и готовность аргументировать, проявленные армянской стороной, делают ее информационную политику более уязвимой и прозрачной.
На чем основана позиция Армении?
Власти Армении, включая Министерство обороны, действуют на следующих принципах:
Четкое документирование ситуации,
Предложение о сотрудничестве, отклонение которого возлагает очевидную ответственность на отвергающую сторону,
Взаимодействие с международными партнерами, в частности через Миссию наблюдателей ЕС,
Поддерживать ответственную социальную и медийную платформу, не попадаясь в ловушку дезинформации.
Такое поведение является не только моральной позицией, но и стратегической в процессе формирования политически ответственного имиджа Армении.
Международные наблюдатели: молчаливые свидетели?
Гражданская миссия ЕС, расположенная в восточном приграничном регионе Армении, постоянно находится на месте. На сегодняшний день не зафиксировано ни одной подобной провокации или перестрелки с армянской стороны, как утверждает азербайджанская сторона.
Это еще одно доказательство того, что азербайджанские новостные сообщения лишены какого-либо обоснования наблюдениями и являются:
инструмент внутренней пропаганды,
методы внешнего политического давления,
Попытка усилить позиции в переговорных процессах.
Заключение
Заявление Азербайджана от 10 апреля стало очередным проявлением ложных утверждений, которые не только не были подкреплены фактами, но и были расценены как попытка информационного конфликта.
Министерство обороны РА, со своей стороны, продолжило действовать с государственной ответственностью, пояснив, что готово работать прозрачно, если Азербайджан представит какие-либо факты.
Эта история еще раз подчеркнула, что информационная война на границе порой столь же опасна, как и реальная стрельба. И лучшим оружием против этого остаются факты, интеллект и последовательность.